Главная » Статьи » Авторские статьи » Общество любителей верхотурского края

Из истории прошлого
Хочется обратить внимание верхотурцев на выдержки из книги Н.М. Полунина «Живая старина Приангарья», выпущенной в 1990 году издательством «Искусство» в Москве, касающейся становления нашего Верхотурья и, особенно, наших храмов.
«Огненная стихия многократно уничтожала деревянный град, однако он вновь и вновь вставал из пепла. Недюжинных усилий стоила эта работа. Инициатором каменного строительства в Сибири выступило государство. В конце 18-го столетия в целях борьбы с пожарами приказано было возводить из камня казённые постройки. Сибирский приказ предполагал, что каменное строительство за Уралом поведётся так же, как и деревянное – своими силами, «миром». Действительно, топором владел тогда всякий и к строительным работам привлекались и пашенные крестьяне, и служилые казаки, и посадские. Каменные работы требовали особых навыков, и если в сибирских городах можно было сыскать кирпичников и каменщиков, то подмастерьев каменных дел – зодчих древнерусских – не было. Сибирский приказ вынужден был отправлять московских мастеров. Большая группа мастеров была направлена сначала в Тобольск, потом в Верхотурье. В дальнейшем все просьбы воевод о присылке мастеров для каменных дел Сибирский приказ переадресовывал в Тобольск и Верхотурье. Из числа столичных мастеров и были отправлены в Иркутск в 1701 году подмастерье каменных дел Моисей Иванович Долгих и каменщик Киприан Андреев. Последний до Иркутска не доехал: скончался дорогой. Долгих же благополучно проделал путь и в конце 1701 года приступил к работам. Ему суждено было стать первым зодчим города Иркутска.
Начинал он каменщиком в Москве в 1680-х годах, в 1687 году с первой партией столичных мастеров приехал в Тобольск для участия в строительстве Софийского двора. Спустя десять лет он «самовольно» оставляет работы и возвращается в Москву. Его отъезд местные власти рассматривают как побег. В Тобольске Долгих, по всей видимости, приобрёл неплохой опыт, т.к. в Москве подряжается в качестве подмастерья каменных дел и ведёт работы самостоятельно. Проработав в столице пять лет, Долгих возвращается в Сибирь, на этот раз в Верхотурье. Скрепляя договор с местным воеводой, он оговорил своё умение обжигать кирпич, жечь черепицу, известь, строить печи для обжига и возводить «всякое каменное строение». В Иркутске Моисею Долгих пришлось заниматься всеми подготовительными работами: поисками в окрестностях города извести, глины, белого камня. Последний раз имя Долгих встречается в документах за 1711 год. К этому времени были построены приказная изба и Спасская церковь.
Первое каменное здание – приказная изба – возведённое М.И. Долгих в 1702-1704 годах не сохранилось. Простояв 119 лет, оно было разобрано при укреплении береговой линии. До недавнего времени единственным документом для реконструкции утраченного памятника было описание подъячего Алексея Курдюкова. Оно ценно тем, что составлялось в 1904 году сразу после окончания строительства и фиксировало черты, не искажённые временем и поздними поколениями. Не было известно ни одного изображения памятника. Но оно всё-же существовало, и сравнительно недавно было обнаружено в фондах центрального государственного военно-исторического архива. Принадлежит оно руке А.И. Лосева, и было выполнено в 1800 году в связи с капремонтом здания».
«Каменное строительство в Иркутске восприняло многовековой российский опыт. Организатором строительства и первым зодчим стал представитель московской школы – ведущей школы России. Долгих Моисей принадлежал к той плеяде талантливых народных мастеров, которые, пройдя путь от рядового каменщика до подмастерья каменных дел, сумели в отдалённых уголках Сибири заложить прочные основы каменного дела, воздвигнуть здания, в которых нашли воплощение замечательные черты древне-русского стиля. Нарождающиеся города на далёкой сибирской окраине зримо связывались с русскими землями, её историей, культурой».
«Долгие годы имя строителя Богоявленского собора в Иркутске оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев. В приходо-расходных книгах Богоявленского собора среди множества имён посадских и служилых, бравших подряды на строительные работы, встретилось только одно имя уставщика. К сожалению, книги сохранились не полностью, а имя мастера встречается в записях за 1728 и 1731 годы, когда собственно строительные работы шли к концу. Это обстоятельство не позволяет окончательно считать Гаряева автором Богоявленского собора. Правда, в пользу мастера есть ещё один аргумент. Гаряев работал на строительстве Троицкого собора в Верхотурье, что лежит на полпути из Московии в Сибирь. Именно этот храм был взят в качестве прообраза для Иркутского Богоявленского собора».
«Чутьё древних мастеров сказывалось и в выборе самого образца. Троицкий собор Верхотурья принадлежит к произведениям Строгановской школы, давшей немало шедевров русской архитектуры. Детали декора, впервые найденные строгановскими мастерами в Троицком соборе, позднее использовались в ряде других построек, и, по мнению специалистов, Верхотурский шедевр оказался одним из родников, питавших русское зодчество».
Это и есть связь веков, городов и поколений. 

Подготовил Л.В. Долгих,
с. Кордюково, 1997-2011 гг.
Категория: Общество любителей верхотурского края | Добавил: Lumen (01.05.2012)
Просмотров: 839 | Рейтинг: 5.0/1