Главная » Статьи » Статьи сайта » Верхотурские святые

Житие преподобного Иоанна исповедника
            При крещении его назвали Иоанном. В постриге он стал Игнатием и всю жизнь носит это имя, что означает огненный. Перед уходом из земной жизни первое имя вернулось к нему. В схиме он наречен Иоанном в память евангелиста и любимого ученика Господня Иоанна Богослова.
            Родился Иван в 1875 году, 23 мая, в сибирском городе Тюмени, в семье довольно обеспеченных родителей – мещан. Но трудиться начал с юного возраста. В 18 лет он служит матросом на барже, сплавляет груз по Иртышу. Много соблазнов готовит мир для молодого человека, к тому же видного собой и умеющего заработать свой рубль, но ничто мирское не прельщает Ивана. В те времена много еще было на Руси боголюбивых людей. Русский человек любил ходить по святым местам, проводить посты и праздники в монастырях. Не обходили богомольцы вниманием и Кыртомскую пустынь, находившуюся в 120 верстах от Верхотурья, в густых лесах. Поклонившись Симеону Праведному, многие паломники старались посетить еще и Кыртомку, помолиться с монахами-отшельниками. Основателем пустыни был старец Адриан, монах смиренной жизни, проведший несколько лет на святей горе Афон и получивший там благословение вернуться в Россию, чтобы именно здесь посвятить Богу иноческие труды. В Кыртомскую пустынь и пришел 19-летний юноша Иван Кевролетин, решивший попробовать себя в монашеской жизни. Послушание нес на выделке кожи; это была черная, грубая работа – не для белоручек и мечтателей. Немалое терпение требовалось и в быту, который также был суров. До 12 часов дня вкушать не полагалось, трапеза была самая простая, хлеб подавался только ржаной, чай самый дешевый – кирпичный; сахар не выдавался. Службы совершались строго по церковному уставу, чтение и пение были чинными, неспешными. Иван Кевролетин провел здесь шесть лет.
            Пока жив был старец Адриан, у Ивана не было нужды искать духовного руководителя, сейчас же сердце его не могло не устремиться в Верхотурье, где уже несколько лет подвизались иноки, приехавшие с Валаама. Особенно замечательными, духовно авторитетными были схимонах Илия и игумен Арефа. Настоятелем монастыря стал в 1900 году игумен Арефа.
            Перейдя на послушание в Верхотурский монастырь, Иван мог уже вблизи руководствоваться советами и примером строгой жизни отца Арефы. Знаменитый старец Илия уже почил, но насельники, как и прежде, передавали из уст в уста его наставления о непрестанном трезвении.
            Время шло. Иван нес послушание в малярной мастерской, плотничал, стоял у мощей праведного Симеона.
            В 1907 году послушник Иоанн получил долгожданный постриг. Это произошло 20 декабря, в день памяти святого Игнатия Богоносца. Его именем и нарекли новопостриженного. В Верхотурском монастыре была богатая библиотека, поэтому с уверенностью можно предположить, что молодой монах нашел в книгах письмо Игнатия-Богоносца, адресованное одному духовному лицу, и с волнением прочитал его, как прямое обращение к себе.
            В 1909 году отец Игнатий становится иеродиаконом. Рукоположение его во священники произошло в 1913-ом, в день торжественного освящения нового собора.
            А время уже готовило опустошение и благолепному собору, и святой обители. Большевистские искры долетели и до Урала, тлели в слабых и маловерных сердцах, раздувались в пожар злобы. После революции монастырь был закрыт, но благодаря своей находчивости, смелости и дружбе со многими и многими преданными ему людьми, отец Игнатий до поры до времени избегал арестов. Но в 1925 году отец Игнатий всё же был арестован и пробыл в Нижнетагильской тюрьме 5 месяцев. С 1925 по 1927 гг. служил в храме с.Дымкова Благовещенского района, позже переведен был в храм при Николае-Павдинском заводе, затем в с.Кислово. С 1929г. служил в храме с.Федьково, с 1931г. – в с.Сербшине.
            В 1932 году на Урале чекисты развернули большое дело по «чистке от вредного элемента». 29 марта 1932 года был арестован по обвинению во враждебной деятельности и отец Игнатий. На допросах он вел себя простецом, но так, чтобы хитрость его не была заметна. Он разговаривал с ними, как с неразумными, они же неразумным считали его. На вопрос следователя, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «… состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта Медведева…Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположным установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил …».
            Обвинительное заключение поспело быстро, через три месяца после ареста: «Иеромонах Кевролетин Иван Афанасьевич, 1875 г.р., холостой самоучка, два раза арестовывался ГПУ, обвиняется в том, что, будучи враждебно настроен к существующему строю, состоял членом контрреволюционной организации…»
            Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими, был приговорен к ссылке в Нарымский край, сроком на три года. Группа в 40 человек была отправлена этапом – то есть пешком под конвоем. Шли осенью, потом поздней осенью, потом зимой. У отца Игнатия оказались отморожены многие внутренние органы, и до конца жизни он страдал тяжелыми недугами.
            Из ссылки ехал опять в одном вагоне с уголовниками. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, отец Игнатий участвовал в их разговорах, размахивал руками, как они, даже брал цигарку и тоже махал ею, и так доехал благополучно. После ссылки ему не разрешалось жить в большом городе, а в Верхотурье было можно. Верхотурские жители с удивлением стали встречать на улицах человека с палочкой и с какой-то необычайной внешностью и поведением. Лицо у человека было интеллигентное, доброе, взгляд острый, а одежда и поступки смешные. Некоторое время он пас коз и был любимцем мальчишек. Лежит на траве, рассказывает что-то, а они его слушают. Видели однажды, как он уговаривал кошку отдать ему кусочек хлеба и уговорил. Одевался подчас в женское, так что его и знакомые не сразу узнавали. Так и казался посторонним то ли чудаком, то ли полубезумным, и это давало отцу Игнатию возможность продолжать пастырское служение. Жил он на окраине, в меленьком домике, похожем скорее на землянку – сыром и холодном. Позже отец Игнатий стал жить недалеко от монастыря, откуда виден любимый Крестовоздвиженский собор. При нем келейницами были матушка Евгения (схимонахиня Евдокия) и матушка Надежда (монахиня Симеония). Этот небольшой домик стал для многих духовным убежищем. Ездил и отец Игнатий, пока позволяло здоровье, по городам, селам, тайно встречался с верующими, крестил детей, пас свое духовное стадо. Люди тянулись за ним, шли на его голос, пересказывали друг другу его слова. Часто он говорил назидания приточно, часто обличал в форме шутки, видел то, что скрыто для других. Еще ухаживала за ним матушка Надежда – племянница последней игуменьи Ново-Тихвинского монастыря.
      Много народу к нему приходило и приезжало. Войдут, упадут на колени, спрашивают о своем. Жалко было батюшку - он больной, не встает, ему уход нужен, а он подолгу принимает людей.
            Отец Игнатий почил о Господе 27 января 1961 года в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Иоанн.
            Похоронили его возле Успенской церкви недалеко от могилы Косьмы Юродивого. В 1993 году могила была перенесена в мужской Свято-Николаевский монастырь. Имя его было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ.Синода РПЦ от 27 декабря 2001г. 27 января 2002 года Архиепископом Викентием Екатеринбургским и Верхотурским совершил первое богослужение в честь новопрославленного святого. Ныне он прославляется Церковью в соборе новомученников и исповедников Россиских.
_________________
По материалам сайта Свято-Николаевского мужского монастыря
Категория: Верхотурские святые | Добавил: Lumen (23.06.2011)
Просмотров: 1994 | Теги: Иоанн исповедник | Рейтинг: 0.0/0